22 декабря 2009 | Кто ты, Тоты?
Надежда ПЛЯСКИНА газета Время www.time.kz
В новом веке все значимые события в карьере пилота Тоты АМИРОВОЙ (на снимке) происходят по нечетным годам: в 2005-м она лишилась любимой работы в “Эйр Астана”, но сумела через суд восстановиться, в 2007-м - стала единственной в СНГ женщиной-капитаном воздушного судна, а в этом году - удостоена ордена “Құрмет”, который ей вручил глава государства накануне праздника - Дня независимости.
Тоты имеет два диплома о высшем образования - авиаинженера-пилота и авиаэкономиста. Плюс в послужном списке Амировой - зарубежные курсы по подготовке авиасостава. У нее более пяти тысяч часов налета. Летала вторым пилотом на Ан-2, Як-40, “Боинге”. Сегодня она капитан “Эйрбаса”.
Четыре года назад Тоты попала в немилость к руководству национального авиаперевозчика. В начале января 2005 года она написала письмо президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, в котором изложила проблемы, существующие в авиакомпании. И ее уволили - с формулировкой “за разглашение коммерческой тайны (см. “Против ветра”, “Время” от 7.4.2005 г.)! Потом был судебный процесс, и Медеуский суд Алматы удовлетворил в полном объеме исковые требования Тоты: о восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула и отмене ранее наложенных взысканий. Спустя два года после этого скандала она стала командиром экипажа “Боинга”...
- Мой орден - это оценка труда всех летчиков республики, - говорит Тоты. - Приятно, что нашу работу отметили, а то в последнее время только и слышим от чиновников, что зарплата у пилотов высокая, а мы все недовольны и хотим еще. А то, что рядом сидит второй пилот-иностранец, который получает в два раза больше, - это нормально? Если мы себя не будем уважать, то нас никто уважать не будет.
- В 2005 году вы наглядно это доказали, выиграв судебный процесс против авиакомпании. Как сейчас складываются отношения с ее руководством?
- Нормально. Я делаю свою работу профессионально, а иначе не стала бы командиром экипажа.
- Летая вторым пилотом, вы ведь тоже могли управлять самолетом самостоятельно, только занимали сиденье справа. Теперь пересели в кресло слева. Что изменилось?
- Добавилось ответственности, ведь командир принимает решения и отвечает за все, что происходит на судне. Вообще-то я шла в авиацию не ради романтики или формы - хотела летать, управлять самолетом. Что и делаю сейчас с большим удовольствием.
- Нештатные ситуации случались?
- Пилоты подписывают контракт, в котором обязуются не разглашать информацию о нештатных ситуациях. Конечно, они случаются, но зачем пугать пассажиров?! Например, у меня как-то птица попала в двигатель, но я справилась с ситуацией - и все обошлось.
- Приходило ли вам когда-нибудь в голову: что я буду делать, если за спиной возникнет террорист?
- Об этом не думаю. Конечно, такие ситуации на земле отрабатываются, но ты никогда не знаешь заранее, как пройдет полет. И всегда должен действовать на опережение событий. Решения нужно принимать мгновенно. Именно поэтому летчиком стать непросто. Только 6-7 процентов мужчин теоретически способны быть пилотами. В прошлом году, например, наша компания отправила в Штаты учиться ребят: из 170 человек тесты прошли только восемь.
- Скажем, когда вы совершаете какую-то незначительную, но все же ошибку, может ли мужчина-пилот подумать: ну что с нее возьмешь, ведь она - женщина. Или скидки на пол в вашей работе исключены?
- На работе я пилот, и ко мне относятся прежде всего как к специалисту, а не как к женщине. Что касается ошибок, то они иногда случаются, потому что в кабине около шестиста опознавательных знаков и приборов, 70 компьютеров. Могу ошибиться я, может и пилот-мужчина. Честно сказать, меня мало волнует мнение окружающих. Например, бывают моменты, когда погода нелетная, мы не взлетаем, пассажиры сидят в салоне - и кто-то начинает возмущаться. Я никогда не иду в таких ситуациях на поводу у окружающих и обычно говорю им: не взлетаем потому, что не хочу, чтобы у вас был полный рот земли.
- Интересно было бы оказаться в экипаже с женщиной?
- Конечно. Сейчас у нас в компании работают женщины-пилоты из Штатов, так что, может быть, однажды и попадем в один экипаж.
- О работе поговорили. А как складывается ваша личная жизнь?
- Замечательно она складывается, - смеется Тоты. - Дочке уже почти восемнадцать лет, и она довольно самостоятельная личность. Предвижу ваш вопрос - она не имеет отношения к авиации. Я любима. Это очень важно, что тебя любят, потому что душа - частичка Бога, и, значит, тебя Бог любит через этого человека.
- Дома вы тоже командир?
- Нет. В жизни я нетребовательный человек. Знаете, журналисты часто спрашивают меня: “Вы, наверное, в детстве были сорванцом?” Увы... Я была папенькиной дочкой, носила банты и играла в куклы.
- В свободное время занимаетесь домашними делами?
- Бывают у меня, как говорит дочка, приступы Золушки. Могу все перемыть, приготовить что-нибудь. Я все умею делать - просто времени на это нет. Иногда летаю каждый день: двенадцать часов в воздухе, времени хватает только на по-спать - и опять в рейс. По этой причине практически не принимаю друзей и родственников у себя дома. Мне нужно быть всегда в форме, потому что я в ответе за жизни пассажиров. Досуг предпочитаю проводить на даче в тишине или дома с книжкой на диване.
- Вы верите в Бога?
- Конечно, а как без веры жить?
- А в чудеса?
- Каждый день - это чудо. При этом я не верю в гороскопы или приметы. Очень люблю Новый год. Правда, последние несколько лет главный праздник выпадал на рейсы. В этот раз заранее попросила дать мне отпуск на Новый год. Хочу провести его со своими близкими людьми.
- Если бы не стали летчиком, кем бы стали?
- Хирургом или генетиком. Но, слава Богу, я занимаюсь любимым делом и считаю, что мне очень в жизни повезло.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы